Карабаш
Субъект Федерации Челябинская область
Внутреннее деление 7 районов
История и география
Основан в 1822 году
Город с 1933 года
Площадь 686 км²
Высота центра 350 м
Часовой пояс МСК+2:00
Население
Население ↘ 10 339 человек (2023)
Плотность 15,07 чел./км²
Коды
Телефонный код +7 35153
Почтовые индексы 456140–456144
Код ОКАТО 75415
Карабаш — город в Челябинской области России. Административный центр Карабашского городского округа. Население составляет 10 339 чел. (2023).
География
Город расположен в Соймановской долине реки Сак-Елга возле горы Карабаш в северной части Южного Урала.
Располагается в междуречье рек Большой Киалим, Сак-Елга и Аткус в увалисто-холмистой равнине на восточном предгорье Уральского хребта с перепадом высот от 310 м (Богородский пруд) до 612 м (гора Золотая) над уровнем моря. Геологический в Тагильско-Магнитогорском прогибе представленном метаморфизированными вулканогенными и осадочными породами среднего палеозоя (кварциты, кварцито-песчаники, амфиболиты, кремнистые и глинисто-кремнистые сланцы, известняки, порфириты и т. д.). Ландшафт горно-таёжный, почва подзолистая горно-таёжная.
История
История Карабаша начинается с основания в 1822 году заводчиком Григорием Зотовым Соймановского посёлка в одноимённой долине вблизи горы Карабаш. Соймановский посёлок административно относился к Кыштымскому горному округу (горнозаводскому округу).
Посёлок промышлял мытьём золота на россыпях в пойме Сак-Елги. В XIX веке в долине реки были открыты залежи медной руды, в 1837 году был построен первый медеплавильный завод, просуществовавший пять лет.
Старый медный завод был вторым медноплавильным заводом в долине, был построен в 1907 году и в этом же году куплен английской горной компанией под руководством Лесли Уркварта. Он проработал три года.
В декабре 1909 года была открыта узкоколейная железная дорога Кыштым — Карабаш.
В 1910 году в долине возле горы Карабаш был запущен новый медеплавильный завод, который работает до сих пор. Через пять лет после открытия он производил третью часть всей российской меди.
В 1920—1930-е годы в посёлке открылся ряд социально значимых учреждений. 20 июня 1933 года посёлку Карабаш присвоен статус города. К концу 1930-х годов население Карабаша дошло до исторического максимума и составляло 38 тыс. человек.
Во время Великой Отечественной войны около 5 тыс. карабашцев отправились на фронт. В это время завод и шахты получили женскую и подростковую рабочую силу, как и на всём Урале. На медеплавильном заводе был организован цех для изготовления деталей снарядов для «Катюш».
В 1941 году в Карабаш эвакуировали население из блокадного Ленинграда.
В 1950—1970-е годы рост города интенсифицировался: возведено множество новых жилых домов, подведён газ, введено в строй Киалимское водохранилище на реке Большой Киалим. В это время происходит снижение количества населения до 20 тыс. человек вследствие закрытия шахт. Этот период также характеризуется обострением экологических проблем, связанных с грязным медным производством и фактическим отсутствием удовлетворительных сооружений по очистке выбросов и отходов производства.
В 1998 году медеплавильное производство возобновлено из-за обострения социально-экономической ситуации. По другой версии производство было запущено частными владельцами комбината для получения прибыли. Несмотря на предпринимаемые областной властью меры по стабилизации социально-экономической ситуации в городе, население продолжает стремительно сокращаться, перейдя рубеж в 10 тысяч человек.
Население
Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.
Общая численность жителей на 2023 год составляла 10,3 тысяч человек.
Данные с графика показывают стабильное снижение численности населения с 13152 человек в 2010 году до 10339 человек в 2023 году.
На январь 2019 по числу жителей Карабаш занимал 894 место из 1117 городов РФ.
Экономика
Градообразующее предприятие: АО «Карабашмедь».
В городе также имеются радиозавод «Октябрь» (не действует), два абразивных завода.
В городе размещалась зенитно-ракетная бригада, в начале 2000-х на её место был передислоцирован самоходно-артиллерийский полк. В 2009 году при пожаре на складах боеприпасов воинской части произошли взрывы артиллерийских боеприпасов. В 2014 году также произошёл взрыв боеприпасов при их утилизации на военном полигоне части.
Транспорт
В городе находится железнодорожная станция Пирит — конечная станция железнодорожной ветки Кыштым — Пирит Южно-Уральской железной дороги. Предположительно, пассажирское движение прекращено в 2009 году, по состоянию на 2020 год осуществляются только грузовые перевозки.
Через город проходит региональная автодорога 75К-015 Миасс — Карабаш — Кыштым. Осуществляется автобусное сообщение с Миассом, Екатеринбургом, Челябинском.