Усть-Катав
Субъект Федерации Челябинская область
Внутреннее деление 7 районов
История и география
Основан в 1758 году
Прежнее название Усть-Катавский Завод
Город с 1942 года
Площадь 27,45 км²
Высота центра 371 м
Часовой пояс МСК+2:00
Население
Население ↘ 21 016 человек (2023)
Плотность 765,61 чел./км²
Коды
Телефонный код +7 35167
Почтовые индексы 456040–456044
Код ОКАТО 75455
Усть-Катав — город в Челябинской области России.
Административный центр Усть-Катавского городского округа. Распоряжением Правительства России, от 29 июля 2014 года, № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».
География
Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами.
Через город проходит исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали. Расположена железнодорожная станция Усть-Катав Южно-Уральской железной дороги. В одном километре южнее города проложена федеральная автомобильная дорога М5 «Урал».
История
Поселение основано в 1758 году, в Оренбургской губернии как железоделательный завод, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав.
В марте 1917 года в посёлке был создан совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 года мирным путём была установлена советская власть.
В 1939 году в рабочем посёлке проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л. М. Кагановича. Действовали две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 усть-катавцев. В заводской посёлок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Посёлок начал застраиваться, расти и расширяться
После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускал продукцию гражданского назначения: трамвайные вагоны, детские велосипеды «Лёвушка» и другие. В ноябре 1952 года открылся дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года — в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод.
3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий посёлок Вязовая, сёла Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина на реке Катав. В 1984 году в новое трёхэтажное здание в центре города переехал совет народных депутатов, ныне в здании располагается администрации Усть-Катавского городского округа. В 1987 году близ посёлка Шубино начала действовать железнодорожная станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожно-автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в прежнем здании церкви Рождества Христова вновь начались богослужения.
Население
Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики.
График изменения численности горожан за последние 10 лет.
Общая численность жителей на 2023 год составляла 21 тысячу человек.
Данные с графика показывают стабильное снижение численности населения с 23580 человек в 2010 году до 21016 человек в 2023 году.
На январь 2019 по числу жителей Усть-Катав занимал 627 место из 1117 городов РФ.
Промышленность
- АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонной и космической промышленности, главным образом, известен производством трамваев.
- ООО «Леспромсервис».
- ООО «Усть-Катавский деревообрабатывающий завод».
- ООО Агропарк «Урал».
В 2019 году введён в эксплуатацию агрокомплекс «Горный» (агрохолдинг «Чурилово») для круглогодичного выращивания овощей и зелёных культур закрытого грунта площадью 25 га.