Катав-Ивановск — город в Челябинской области России. Административный центр Катав-Ивановского района и Катав-Ивановского городского поселения. Население составляет 14 454 чел. (2023).
Назван в честь симбирского купца и промышленника Ивана Твердышева и его зятя Ивана Мясникова с добавлением к топониму названия реки Катав. Гидроним в свою очередь происходит от этнонима башкирского племени катай .
Город расположен на реке Катав (приток Юрюзани), в 260 км от Челябинска. Катав-Ивановский район, один из самых высокогорных районов Челябинской области, он расположен на отрогах трех главных вершин Южного Урала: Яман-Тау, (с высотой 1640 м над уровнем моря), Большой Иремель (1582м) и Большой Шелом (1427,1м). Здесь берут начало горные реки Юрюзань, Катав, Сим, Тюлюк, Березяк, Буланка, Лемеза и их многочисленные притоки.
Катав-Ивановск находится на Южном Урале, в зоне с незначительной сейсмоактивностью . Очаги землетрясений наблюдались в окрестностях города в 2004 и 2006 годах . 5 сентября 2018 года около 4 часов утра по уральскому времени наблюдалось землетрясение магнитудой до 5,6 баллов по шкале Рихтера приведшее к повреждениям некоторых зданий (трещины), причём оно носило нехарактерную для региона афтершоковую последовательность из 18 толчков. Первичный очаг (гипоцентр) залегал на глубине 10 км возле села Орловка .
Катав-Ивановск занимает довольно выгодное экономико-географическое положение на территории России и обладает природным и экономическим потенциалом.
Находится в 231 км от областного центра – Челябинска. Катав-Ивановский муниципальный район занимает площадь 341,2 тыс. га, располагается в северо-западной части Челябинской области. На западе граничит с Ашинским районом, на востоке с Саткинским районом, на севере и юге с Республикой Башкортостан.
Район имеет хорошие экономические связи с городами и населенными пунктами Челябинской области, Республики Башкортостан. Через район проходит автотрасса Челябинск-Москва, имеется хорошее транспортное сообщение с Екатеринбургом и Уфой.
Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семёнович Мясников, разведав богатое Бакальское месторождение железных руд, основали в 1755 году на берегу реки Катав в Уфимском уезде Оренбургской губернии Катав-Ивановский железоделательный завод, в 1757 году на берегу реки Юрюзани (на башкирском языке «юр» — быстрый, «узен» — долина) заложили Юрюзань-Ивановский молотовый и доменный завод, а в 1758 году при впадении реки Катав в реку Юрюзань начали возводить Усть-Катавский молотовый завод . В первые десятилетия своего существования Катав-Ивановский завод по производительности и качеству чугуна был первым на Урале и ведущим в России, превосходя шведское и английское доменные производства . В течение 150 лет завод находился в ведении горнозаводчиков князей Белосельских-Белозерских, наследников И. С. Мясникова .
22 ноября 1774 года под Катав-Ивановским заводом произошло последние сражение Салавата Юлаева, закончившееся его поражением.
Одним из последних крупных боевых действий Салавата было сражение в ноябре 1774г. с большим карательным отрядом у Катав-Ивановского завода. Зная о превосходстве противника, Салават все же совершил дерзкое нападение, но потерпел неудачу. Положение становилось все тяжелее и тяжелее. Большинство участвовавших в движении старшин, видя, что восстание идет к концу, переметнулось на сторону правительства.
В 1824 году в поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел. Казанско-Предтеченский храм в Катав-Ивановске был построен княгиней А. Г. Белосельской-Белозерской. Архитектура храма была привычна для заводских владельцев князей Белосельских-Белозерских, многие из которых подолгу служили в западных странах.
80-е годы XIX века на Катав-Ивановском заводе не прошли безуспешно: открылось передовое рельсовое производство, затем был впервые применён бессемеровский способ изготовления стали – сущность метода заключалась в продувке жидкого чугуна воздухом в конвертере. Промышленное развитие города сопровождалось строительством современных для той эпохи коммуникаций: в 1881 году была проложена одна из первых телефонных линий в России, связавшая в то время Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановский заводские посёлки.
В начале ХХ века, в 1914 году, именно на территории Катав-Ивановска было создано одно из первых на Урале цементное производство.
В 1922 году при упразднении Уфимской губернии Катав-Ивановская и Усть-Катавская волости Уфимского уезда были присоединены к Златоустовскому уезду Башкирской АССР, а спустя три месяца переданы Челябинской губернии.После создания в 1923 году Уральской области уезд был преобразован в Златоустовский округ. После раздела Уральской области на Свердловскую и Челябинскую области, в 1935 году в составе Челябинской области был создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске, получившем 27 августа 1933 году статус посёлка городского типа. 27 августа 1939 года стал городом областного подчинения.
Его развитие также было связано со строительством промышленных объектов. Гиганты индустрии первых советских пятилеток, в том числе Магнитогорский металлургический комбинат, были построены именно на катав-ивановском цементе.
В годы Великой Отечественной войны в Катав-Ивановск были эвакуированы Ленинградский завод штурманских приборов и Кировский оборонный завод из Смоленской области, что стало причиной притока кадров. По итогам послевоенной переписи населения 1959 года, в городе проживало 20 573 человека.
12 января 1965 года в границах бывшего Катавского района был образован Катав-Ивановский район.
Рост численности населения продолжался вплоть до конца 80-х годов ХХ века. По данным переписи населения СССР 1989 года, в Катав-Ивановске проживало 24 972 человека.
В 1997 году было создано муниципальное образование город Катав-Ивановск и Катав-Ивановский район, позднее преобразованное в Катав-Ивановский муниципальный район , в составе которое в 2004 году было образовано Катав-Ивановское городское поселение.
По оценке Росстата на 1 января 2024 года по численности населения город находился на 794-м месте из 1119 городов Российской Федерации .
Русских — (86,6%), татары — (6,3%), башкиры — (4,9%), украинцы — (0,8%), мордва —(0,6%), армяне — (0,4%), белорусы —(0,3%), азербайджанцы — (0,2%), чуваши — (0,2%).
В январе-июне 2023 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» на 39,4% больше, чем в январе-июне 2022 года
В городе расположена одноимённая железнодорожная станция (до 1963 года — станция Катав-Ивановский Завод) Южно-Уральской железной дороги, введённая в эксплуатацию в 1905 году .
Население
1931 - 10 000
1939 - ↗14 300
1959 - ↗20 573
1967 - ↘20 000
1970 - ↗20 188
1979 - ↗22 795
1989 - ↗24 972
1992 - ↘24 700
1996 - ↘22 800
1998 - ↘22 200
2002 - ↘20 162
2003 - ↗20 200
2005 - ↘19 600
2006 - ↘19 200
2007 - ↘19 000
2008 - ↘18 110
2009 - ↗18 663
2010 - ↘17 630
2011 - ↘17 595
2012 - ↘17 337
2013 - ↘17 032
2014 - ↘16 732
2015 - ↘16 554
2016 - ↘16 333
2017 - ↘16 088
2018 - ↘15 872
2019 - ↘15 659
2020 - ↘15 495
2021 - ↘14 663
2023 - ↘14 454
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1989 году, когда она составляла 24 972 человек. Наименьшая численность населения была в 1931 году, и была 10 000 человек.