Ельничная — посёлок в Алапаевском районе Свердловской области России, входящий в муниципальное образование Алапаевское. Входит в состав Ельничного сельского совета.
В посёлке находится одноимённая станция Алапаевской узкоколейной железной дороги.
География
Посёлок расположен в истоке реки Ельничная в 30 километрах на северо-восток от города Алапаевск. 27 октября 2015 года состоялось открытие автодороги, соединяющий посёлок с региональной трассой Верхняя Синячиха-Махнёво-Болотовское.
Ельничная, как и вся Свердловская область, находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.
По данным переписи 2002 года национальный состав следующий: русские — 99 %. По данным переписи 2010 года в селе было: мужчин — 127, женщин — 165.
Узкоколейка
АУЖД одна из крупнейших узкоколейных железных дорог мира и является своеобразным историческим и техническим памятником. Ширина колеи 750 мм. В СССР колея 750 мм была самой распространённой после колеи 1520 мм и была де-факто стандартом для лесовозных и торфовозных железных дорог. Максимальная протяжённость АУЖД (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500-600 километров.
Строиться УЖД начала Алапаевским железоделательным заводом. Еще в 1893 году было предложено подвозить древесный уголь к заводу по железнодорожному транспорту. Эту идею нашли разумной, и в 1894 году силами жителей окрестных деревень началась стройка. Колея 750 мм возможно была выбрана потому, что требовала меньше затрат, как финансовых, так и материальных (рельсы, шпалы, насыпи, техника). Официально АУЖД открылась в 1898 году на участке Алапаевск-Мугай (ныне разобранный участок). Развитию сети УЖД также способствовало развитие Верхне-Синячихинского и Нейво-Шайтанского завода — требовалось больше угля с лесных дач и руды. Но к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование кокса и каменного угля. Внутризаводские пути в Алапаевске и Синячихе перешили на широкую колею. Основным грузом АУЖД стал лес.
Вскоре Алапаевский завод отказался от УЖД и передал ее во владение тресту «Алапаевсклес», грузы которого составляли 70% от общего объёма грузоперевозок. В 1958-1961 годах был построен участок Муратково-Санкино. Вскоре линия прошла за реку Туру и протянулась на десятки километров в глубину малонаселённой местности. На 149 километре от Алапаевска появился посёлок Калач, ставшим самым дальним лесным посёлком на АУЖД. Посёлок Шемейное, расположенный немногим ближе Калача, появился раньше до прихода в эти места рельсового пути.
Сейчас на АУЖД выполняются регулярные пассажирские перевозки. АУЖД — «дорога жизни» для нескольких населённых пунктов Алапаевского района, таких как: Ельничная, Гаранинка, Строкинка, Берёзовка, Муратково, Санкино, Калач. Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения. Несмотря на всё, даже сегодня Алапаевская узкоколейная железная дорога на самом длинном участке Алапаевск-Калач (149 км) является самой протяженной (пассажирской) узкоколейной линией в России, а может даже и в мире! Структура и управление идентична РЖД МПС, но не имеет никакого к ней отношения. Вот только как долго она еще проживет…
Расстояния
Расстояние до районного центра:
Алапаевск52 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург198 км.
Расстояние до столицы:
Москва1987 км.
Население
2002 - 441
2010 - ↘292
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 441 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 292 человек.