Белослудское — село в Ирбитском муниципальном образовании Свердловской области России.
Название
Старое русское слово слуда означает высокий берег. Таким образом, Белослудское означает белую гору.
География
Село Белослудское находится в 33 километрах (по автодорогам в 42 километрах) к юго-западу от города Ирбита, на правом берегу реки Ирбит. В двух километрах к востоку от села проходит автотрасса Камышлов — Ирбит. Местность, занимаемая селом, холмистая, покрытая берёзовым и сосновым лесом, почва чернозёмная и глинистая.
История села
Село было основано как слобода ирбитским приказчиком, верхотурским боярским сыном Василием Муравьёвым в 1644 году. На Ирбитской ярмарке активно шла торговля верёвками и канатами, производимые из местной конопли.
На Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года высокую оценку получили верёвочно-канатные изделия из села Белослудского. Главное занятие сельчан в XIX—XX веках составляет хлебопашество и выработка верёвок из конопли.
В 1843 году было открыто народное училище.
Население
По данным переписи населения 2002 года, русские составляли 94 % от общего числа сельчан. По данным переписи 2010 года, в селе проживали 146 мужчин и 152 женщины.
Русская православная церковь
Первые три храма были деревянные. Первый храм был разрушен при набеге кочующих язычников, второй храм сгорел, а третий был разобран вследствие ветхости. Затем в 1808 году была построена каменная трёхпрестольная церковь, главный храм которой был освящён в честь Вознесения Господня в 1808 году. Придел был освящён в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в 1796 году, придел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского был освящён в 1876 году. Церковь была закрыта в 1930 году, а в советское время была снесена.
В 1890 году была построена каменная часовня на средства прихожан и Туринского купца Петра Шелутинского в память избавления их императорских величеств от опасности 17 октября 1888 года.
О селе
На начальном этапе существования Белослудская слобода управлялась приказчиком Ирбитской слободы, непосредственным строителем ее был верхотурский сын боярский Василий Иванович Муравьев. В управлении слободой его сменил стрелецкий десятник Михаил Шебунин, «а к беломесным служивым людем послали Сеньку Тыркова». Приказчиком Белослудской слободы был и Федор Каменский, который погиб 18 сентября 1662 года при обороне слободы от восставших башкир. В 1678-79 годах слободой управлял – Ян Загурский, 1680 – Самойло Вистицкий, 1683 – Илья Будаков, 1710 – Степан Головков, 1720 – Владимир Иванович Прянишников.
В окладной книге 1671 года показан житничный дьячек Захарко Мещеряков, брат верхотурского сына боярского Михаила Мещерякова. В этом же году присягу принес и «подьяческой сын Марко Михайлов». Последний раз Захар Иванович Мещеряков упомянут в крестоприводной книге 1682 года как белослудский подьячий, то есть рангом выше дьячка. Жителем слободы показан и Евтифей Захарович Мещеряков. В 1710 году в Белослудской слободе было два писчих дьячка – Алексей Попов и Прокопий Ветлугин, в 1720 – Алексей Попов и его брат Иван, 1730 году – Филипп Попов и Прокофей Ветлугин.
В крестьянской книге Белослудской слободы 1652 года у четверых крестьян есть приписки о переходе в беломестные казаки. Но сведения об их полном составе найдены только за 1657 год, в этот год в Белослудской слободе было пять казаков, в 1659 – один, в 1674 – три, в 1679 – четыре, в 1680 – семь и два «затинщика» (артиллериста). Из описания острога Белослудской слободы 1684 года видно, что гарнизон в ней продолжал существовать, имелся запас огнестрельного оружия и боеприпасов. В переписи 1710 года в Белослудской слободе показано четыре казака, в Ревизской сказке 1720 года числилось девять казачьих дворов, в крестоприводной книге 1730 года перечислено шестеро казаков. Сохранились имена некоторых представителей этого служилого сословия: Марк Васильевич Козлов, Кирилл Вавилович Лиханов, Сергей Иванович Попов, Григорий Иванович Трошев, Иван Долговской, Иван Федоров, Игнатий Антипович Чушела, Никита Кондратьев Пушкарев – «затинщик».
Деревянный храм Вознесения Господня был поставлен вскоре после основания слободы. В 1659 году в слободе было уже три двора действующих церковников: попа Козьмы Крайчикова, дьячка и пономаря. Кроме них, значился «роспоп» Василий Савин, который священствовал в местной церкви до Козьмы. По переписи 1680 года в слободе уже четыре церковных двора: попа Ивана Титова, дьячка, пономаря и трапезника. В 1710 году было три священника – Иван Иванов, его сын Яков и Федор Ильин. Кроме них, дьячок, пономарь (сын дьячка), трапезник и просвирня. В 1720 году в храме служили священники – Яков Иванов и Федор Ильин, дьякон (сын священника Якова), дьячок, пономарь и трапезник. В 1800 году насчитывалось семь дворов церковников – два священника, дьякон, дьячок, два пономаря и отставной дьячок.
Каменный трехпрестольный храм был построен в начале XIX века, освещен в 1808 году. В 1899 году в храме служили священник Вар. Пономарев, дьякон Ал. Удинцев и псаломщик Константин Гаврилович Пономарев. В разные годы при храме были священники – Иван Иванов и Федор Ильин, дьячок Савва Иванов, трапезник Володимер Иванов, просвирня Катерина Лазарева.
В престольные праздники Вознесения Господня и Казанской богоматери в Белослудской слободе проводились пятидневные ярмарки. На них собиралось до 10 тысяч человек. Самым ходовым товаром на этих ярмарках были лен и конопляное семя.
Ревизия населения Белослудской слободы 1720 года показала наличие двух ямщиков – Василия Кузнецова и Трофима Шелепова. Причем Кузнецов в 1710 году был записан как крестьянин деревни Оникиной. Оказывается появление здесь ямских охотников вполне объяснимо. В архивах сохранилась отводная грамота 1640 года, которую верхотурский воевода дал ирбитскому крестьянину Ивашке Гаврилову: «И межа тои заимке росписана от Мостового озера вверх по Ирбите до устья Бобровки, а с усть Бобровки вверх по татарской дороге до большова болота до мохового, а от болота до большие дороги». Из этого документа становится очевидным тот факт, что через устье Бобровки проходила старая татарская дорога, связывающая владения Сибирского ханства с Казанским.
В девятнадцатом веке она стала Ирбитским почтовым трактом, на котором располагалось 24 населенных пункта. Он отделялся от Большого Сибирского тракта и шел к Ирбиту через Белейку, Новопышминское, Кочневское, Белослудское и Большую Речкалову. Правда, позже этот тракт изменил направление на маршрут: Камышлов – Квашнина – Стриганское – Килачевское – Зайково – Ирбит. Ирбитское земство, задавшись целью упорядочить пассажирские перевозки, в 1887 году арендовало у казны ямские станции на Камышловско-Ирбитском тракте. Для удобства пассажиров арендаторы с 1908 года ввели на тракте беспересадочное сообщение. Желающие могли приобрести на Камышловском вокзале билет до Ирбита и обратно в любом из курсировавших по этому маршруту экипажей. В зависимости от рысистости лошадей, 110-верстное расстояние преодолевалось за 7-10 часов! Гужевые перевозки были востребованы и Ирбитской ярмаркой. В период ее проведения тракт запруживали обозы. Ценная кладь перепоручалась транспортным конторам, нанимавшим возчиков.
Основу сельскому образованию заложил в начале восемнадцатого века управляющий всеми казенными заводами Урала В.Н. Татищев. Он наказывал: «при церквах приходских для обучения в селах дворовых людей и крестьянских детей, хотя писать и читать, училисча учредить и учителей иметь, дабы через то как в домоуправлении, так и в войске грамотных не оскудевало». Василий Никитич даже расписал сам процесс организации первых сельских учебных заведений: «Здесь, на заводах, и в каждой слободе особно, построить избы с сеньми и зделать по потребности красныя окошка, поставить столы и лавки, и в оных обучать робят». Объяснял и цель образования: «Того ради велеть лучшим мужикам детей своих в работе обучать, хотя б читать умели, дабы их подьячие не так могли обманывать. И в том их обнадежить, что оные обученные в салдаты и заводскую работу никогда взяты не будут, но всегда останутся в слободском управлении».
В Фочах появилась школа грамотности, которую посещали 22 человека. Дети православных крестьян обучались элементарной грамматике и основам религии лишь в течение нескольких осеннее-зимних месяцев в году. Но крестьяне жаловались ревизору в 1846 году, что «ученики, оставаясь весьма часто без надзора, занимаются только шалостями, а одной азбуке учатся по нескольку лет».
В 1843 году в Белослудском появилось приходское «безмездное» училище, в котором священники обучали крестьянских детей без оплаты. В учебных программах были: Закон Божий, Букварь церковно-славянского языка, Часослов, Псалтырь и Евангелие.
Со временем в Белослудском открылась земская школа. В ней обучались 72 человека.
Земская школа считалась лучшим видом начальной школы России. Обучение было шире, чем в церковноприходских. В ней велись занятия по истории, географии, природы страны, рукоделию, рисованию, гимнастике. Земские школы открывались там, где сельские общества брали на себя расходы, связанные с содержанием этого учебного заведения. Земства же осуществляли общее руководство деятельностью школ, подыскивали учителей, оплачивали их труд, обеспечивали учебными книгами и пособиями.
Революцию белослудские крестьяне встретили с одобрением. В Гражданскую войну создали свой добровольческий отряд, влились в состав Первого Камышловского полка и воевали против белых. Но призыв Советской власти к коллективизации они восприняли настороженно. И не зря! Раскулачены и высланы из родных мест были 22 семьи.
Первую коммуну «Честный труд» местные активисты начали организовывать еще в 1919 году, но даже к 1925 году в нее вступили всего 12 дворохозяев. Зато в сельхозартель «Землероб» в 1927 году вошли 117 дворохозяйств. Колхозы создавались и в подведомственных деревнях: Килачевой – «Новая жизнь», Чернорицкой – им. Калинина и «8-е марта», Притыке – «1-е Октября», Заляге – им. Ворошилова, Фочи – «Красная полоса», Фролы – «Заря». Во всю мощь работала Белослудская водяная мельница, выдававшая 5 тысяч центнеров муки в год. Была даже предпринята довольно успешная попытка возродить проведение ярмарок. Несколько лет с 20 по 24 мая проводилась крупная ярмарка окружного значения. Председателем Белослудского сельского Совета депутатов трудящихся в это время был Андрей Иванович Зимин.
Параллельно с коллективизацией, шла активная борьба с религией. Священнослужители Вознесенской церкви села Белослудского придерживались староцерковного направления в православии и не желали сотрудничать с новой властью, как «обновленцы», поэтому попали под репрессии. Шестидесятипятилетний священник Анатолий Георгиевич Бархатов за свои убеждения 28 мая 1930 года был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Но судьи учли его преклонный возраст и сократили срок до трех лет. Вознесенский храм был закрыт, а позднее и снесен.
Волны коллективизации кидали жителей белослудской округи из одного колхоза в другой. В 1950 году все мелкие хозяйства соседних деревень окончательно поглотил килачевский колхоз им. Жданова, но и он в 1962 году был реорганизован в колхоз «Россия», а в период перестройки – в СПК «Килачевский».
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Ирбит41 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург206 км.
Расстояние до столицы:
Москва1992 км.
Население
2002 - 337
2010 - ↘298
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 337 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 298 человек.