Стриганское — село в Ирбитском муниципальном образовании Свердловской области, Россия.
География
Село Стриганское находится в 55 километрах (по дороге в 69 километрах) к юго-юго-западу от города Ирбита, на обоих берегах реки Ляги (правого притока реки Ирбит), в устье левых притоков — рек Грязнухи и Липовки, в 180 верстах от Екатеринбурга. За селом, по направлению к западу, начинался громадный сосновый лес, непрерывной полосой уходящий на Урал. Почва глинистая, отчасти супесок и чернозём.
История
По мнению сельского библиотекаря Натальи Фёдоровной Гавриной, село появилось в XVI веке. До прихода русских здесь уже жили татары в юртах. К ним и поселились пришлые русские люди.
В переписи 1710 года село указано, как Рождественский погост Белослудской слободы. Население: в 1710 году — 9 дворов, в 1761 году — 41, в 1800 году — 31 двор.
В 1900-х годах главным занятием жителей было земледелие, вспомогательными — извозный промысел, заготовка и доставка дров и песка на Ирбитский железоделательный завод и занятие дворничеством, то есть содержанием постоялых дворов для постоя ямщиков, везущих товары в Ирбит и из него. Через село пролегал почтовый тракт из города Камышлова в город Ирбит. Для помещения одного священника и одного псаломщика в селе имелись церковные дома.
В селе Стриганском в 1773 году была заложена деревянная Христорождественская церковь с приделом в честь св. Николая Чудотворца; от этой церкви до начала XX века оставался памятник. На кладбище существовала полукаменная церковь во имя св. великом. Димитрия Солунского; около 1868 г. она была продана в село Квашнинское. Существующий в настоящее время каменный храм в честь Рождества Христова заложен в 1797 г. и до 1870 г. был двухэтажным, а в этом году верхний этаж уничтожен и взамен его построены два придела: северный — в честь св. великомуч. Димитрия Солунского и южный — в честь Рождества Христова, при чём средний главный храм в 1878 г. переименован во имя Св. Троицы.
В деревне Анохино находилась приписная каменная однопрестольная церковь, построенная и освящённая в 1898 году в честь Рождества Иоанна Предтечи. Богослужение в ней совершал священник, состоящий на диаконской вакансии при Стриганской церкви. В приходе были также две деревянные часовни: в деревнях Онохиной и Б. Аникиной. Для помещения одного священника и одного псаломщика в с. Стриганском имелись церковные дома, были дома для священника и псаломщика и в дер. Онохиной.
В селе Стриганском существовало земское начальное народное училище, в дер. Горской церковно-приходская школа и церковные грамоты в дер. Першиной и Малой Аникиной.
В 1906 году газета «Урал» сообщала о сходе церковно-приходского совета в селе Стриганское, где собралось свыше двухсот человек, чего раньше никогда не бывало. Сход постановил отдать заказ на обновление фасада церкви лучшему мастеру — художнику Алексею Степанову из Екатеринбурга.
Село Стриганское родина настоятельницы Екатеринбургского Новотихвинского монастыря игуменьи Магдалины, в миру крестьянской дочери Марии Неустроевой. Оставшись в четырёхлетнем возрасте без матери, она имела отношение не только к истории епархиальной жизни, но и к истории Урала. С её именем связано большое строительство новых храмов и благоустройство существующих, что способствовало развитию православия на Урале.
Школа
В 1873 году в селе было открыто земское начальное народное училище, которое посещали дети из местных деревень: Мостовой, Горок, Першиной, Аникиной, Анохиной.
Свято-Троицкая церковь
Село возникло, как Рождественский погост Белослудской слободы. В 1710 году в нём располагались Рождественская церковь и четыре церковных двора — попа Никиты Иванова, дьячка Климентия Топоркова, пономаря и трапезника.
В 1773 году попом Андреем Климантовым Топорковым была заложена новая деревянная Христорождественская церковь с приделом в честь святого Николая Чудотворца; от этой церкви остался памятник. На кладбище существовала полукаменная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского; около 1868 г. она была продана в село Квашнинское. В 1797 году была заложена Свято-Троицкая церковь, каменная, трёхпрестольная, до 1870 года двухэтажная. В 1870 году верхний этаж уничтожен и взамен его построены два придела: северный был в честь святого великомученика Димитрия Солунского и южный — в честь Рождества Христова, освещённый в 1878 году. А средний главный храм был переименован в честь Святой Живоначальной Троицы и освящён в 1878 году. Храм был закрыт в 1930 году.
В настоящий момент сохранилась только колокольня.
Население
В начале XX века все жители села были русскими и православными. Их числилось 2634 мужского и 2648 женского пола. В состав прихода входили и деревни: Грязная в 1 версте, Мостовая в 1,5 версте, Шмакова в 2 верстах, Пенькова в 3 верстах, Першина в 6 верстах, Горки в 6 верстах, Голякова в 9 верстах, Мякишева в 6 верстах, Вепрева в 5 верстах, Онохина в 12 верстах, Малая Аникина в 8 верстах, Большая Аникина в 11 верстах.
О селе
Наше село Стриганское находится в 70 км. к югу от города Ирбита.
Появилось оно более 400 лет назад на высоком берегу реки Ляги. До прихода русских здесь уже жили татары в юртах. К ним и поселились пришлые русские люди. Первые жители занимались охотой и рыбной ловлей, вырубали лес, а выруба превращали в пашни. Сначала сеяли пшеницу, лен, коноплю, позднее овощи. Дети жили вместе с родителями. Население увеличивалось. Из сосновых бревен стали ставить избы. Поблизости появились новые поселения, но Стригановка (так звали раньше село) была главной среди них. Существует две версии истории названия Стриганки.
1. Основали деревню люди с похожей фамилией (например Строгановы)
2. Когда купцы ехали на Ирбитскую ярмарку, в лесах было много разбойников, и они стригли веревки, которыми были перевязаны возы с товаром, отсюда и пошло название — Стриганка.
Позднее через деревню проходил Камышловский тракт, по которому под звуки колокольчиков везли почту, под звон бубенцов мчались кибитки с богатыми пассажирами. На Ирбитскую ярмарку везли товары со всех концов России. Иногда проходили, гремя кандалами, каторжники.
В жизни этого села большое значение имел Камышловский тракт. Если в развитии Ирбита он являлся главным путем для гужевого транспорта, особенно после проведения железной дороги между Екатеринбургом и Тюменью, то в жизни села Стриганского Камышловский тракт имел первостепенное значение, здесь, на главной дороге между столицей Урала Екатеринбургом и Ирбитом размещалась одна из трех основных ямщицких станций. Стриганская ямщицкая артель, к примеру, насчитывала 20 выездных троек столько же, сколько имела и Ирбитская ямщицкая артель. В Стриганском находились крупный постоялый двор, почтовая станция. Многие жители занимались извозным промыслом.
В то же время местоположение села на важном пути сделало его и так называемым скотопрогонным пунктом. В 1880 году через село Стриганское прошло 80 крупных грузов — свыше 5 тысяч голов рогатого скота. Гурты перегонялись из районов Западной Сибири и Северного Казахстана на горные заводы Урала. По этому же прогонному пути провозилась масса так называемых жировых товаров, далеко не всегда в соответствии с санитарными нормами. Не случайно крупные эпзоотии в ирбитском уезде поражали, прежде всего, Стриганскую и близлежащие волости. Поэтому именно здесь и был устроен первый в уезде ветеринарно-врачебный санитарный пункт для освидетельствования гуртов скота и провозимых жировых товаров. При необходимости устанавливался и полицейский кордон. Кроме почтовой станции и ветеринарного пункта в селе имелось этапное помещение, состоящее из двух комнат — отдельно для мужчин и женщин. В нем ночевали арестанты, которые следовали по тракту в сопровождении конвойной команды. Такие пункты строились или перестраивались из крестьянских изб по тракту через 35-30 верст. Кроме села Стриганского, по Камышловскому тракту такие пункты имелись в селах Зайково и Белослудском. Это были помещения, огражденные бревенчатой изгородью, и находились обычно на окраине села.
Стриганская Рождественская церковь, как и часовенка Михайло Архангельская в Большой Аникиной, всегда смотрелась, как новая. Хотя прихожанин, особенно в деревне, и рядился за каждую копейку, но на церковь не жалел последний грош. Газета «Урал» в 1906 году сообщала о сходе церковно-приходского совета в селе Стриганское. Собиралось свыше двухсот человек, чего раньше никогда не бывало. Согласились отдать подороже, но лучшему мастеру — художнику Степанову из Екатеринбурга.
Кстати, село Стриганское родина настоятельницы Екатеринбургского Новотихвинского монастыря игуменьи Магдалины, В миру крестьянской дочери Марии Неустроевой. Оставшись в четырехлетнем возрасте без матери, она имела отношение не только к истории епархиальной жизни, но и к истории Урала. С ее именем связано большое строительство новых храмов и благоустройство существующих, что способствовало развитию православия на Урале.
Когда в селе появился дьячок, некоторые крестьяне отдали свах детей учиться у него на дому. Позднее крестьянских детей стали учить в церкви. И только в 1873 году oткpьгra бьша земская начальная школа. Ее посещали дети всех деревень Стриганской волости: Мостовой, Горок, Першиной, Аникиной, Анохиной. Из всех деревень, а население волости в 1876 году было 3577 человек, школу посещало всего 30-40 детей. Когда земское собрание обсуждало нужды сельских школ, один из гласных высказался, что если речь идет о Стриганском, то школа там едва ли нуждается в классной мебели и учебных пособиях, так как там на партах некому сидеть за отсутствием учеников. Речь шла о церковно-приходской школе. Крестьяне однако не согласились с высокомерным городским чиновником, и в августе того же 1876 года на волостном сходе 50 человек выборщиков от 496 дворов решили построить новую школу, а пока купили дом за 1275 рублей и переоборудовали его.
Так в 1902 году в селе появилось новое здание школы из трех классных комнат и двухкомнатной квартиры учителя. Накануне революции в ней училось 53 мальчика и 19 девочек. Большим событием на селе было открытие библиотеки 15 октября 1895 года. Через несколько лет в ней насчитывалось 405 книг.
В 1928 году школа была переведена в лучшее на селе здание бывшего волостного правления. В 30-е годы, несмотря на трудности, люди особенно тянулись к знаниям. Грамотных среди крестьян нашего села не было. Сначала несколько крестьянских детей учились грамоте у дьячка на дому. Только в 1872г. была открыта трехклассная школа. В школу стали ходить дети из всех деревень Стриганской волости, но многих детей в школу родители не отпускали, особенно девочек. Их рано заставляли работать по дому.
В нашем Ирбитском уезде не было крепостного права. Население принадлежало к государственным крестьянам, которые пользовались казенной землей, кто, сколько мог обработать. Основным занятием населения было сельское хозяйство. Сеяли крестьяне озимую рожь, пшеницу, овес и ячмень. Разделывались также горох, просо, гречиха, которые использовались для собственного потребления. Из масленичных растений у нас выращивали коноплю. Семена конопли продавались или шли на переработку на масло, которое производилось на местах. Из волокна изготовлялись веревки. Лен разводили и у нас в селе, в основном его волокно использовали для домашнего употребления (после обработки из него ткали полотно) или шло на продажу. Основными сельскохозяйственными орудиями труда для обработки почвы были соха и борона. Молотьба, в основном, производилась цепами, веяли зерно также вручную. Жали хлеб серпами, косили же только плохой хлеб — редкий и притом низкий.
В начале 20 века, благодаря деятельности земства и корпорации, начали распространяться плуги, рядовые сеялки, молотилки, веялки и другие сельхоз орудия и машины. В 1896 году в нашем уезде зарождается пчеловодство. Купили пчел крестьянин нашего села Трясучкин и учитель Стриганского училища Потеряев. Скотоводство играло второстепенную роль. Крестьяне охотно разводили коров, а особенно лошадей для получения навоза и для обработки пашни.
В пору развития гужевого транспорта цена на проезд пассажиров и грузов зависела от цены на овес. Перед ярмаркой обычно заключались артельные контракты. Прогонная плата бралась с версты (верста- 1067м). От земской управы артель получала задаток, или, как сейчас говорят, предоплату. Ирбитская ямская артель имела 20 троек. Это были основные ямские станции на главном ярмарочном Камышловском тракте. Перевозка писем и пассажиров на Руси началась раньше, чем в других государствах: называлась она ямской гоньбой. Ямщики имели форму зеленый кафтан. Из Ирбита почта отправлялась 2 раза в неделю. Подводная гоньба предусматривала провоз пассажиров без всякой остановки. «Беспересадочный билет по Камышловскому тракту на почтовых лошадяхх гарантировал преодоление 110 верст от Камышлова до Ирбита за 7-10 часов».[8] В с. Стриганском почтовую станцию содержал . До сих пор еще стоит в селе его двухэтажный дом.
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Ирбит69 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург193 км.
Расстояние до столицы:
Москва1979 км.
Население
2002 - 597
2010 - ↘436
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 597 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 436 человек.