Лая — посёлок в Горноуральском городском округе Свердловской области России при одноимённой железнодорожной станции Свердловской железной дороги.
Название «Лая» переводится с мансийского языка как «малая река».
География
Посёлок расположен в 17 км к северо-западу от Нижнего Тагила (в 20 км по автодороге) возле железнодорожной станции Лая, в 1,5 км к западу от Серовского тракта. Южнее посёлка это шоссе пересекается с железной дорогой, проходя по мосту над железнодорожной линией, в этом месте находится остановочный пункт 347 км. Несколькими километрами южнее этого места протекает река Тагил, за которой находится известный памятник природы гора Медведь-Камень, возле которой проходит черта города Нижнего Тагила.
К востоку от станционного посёлка Лая расположены посёлок городского типа Горноуральский (административный центр Горноуральского городского округа) и село Лая, вместе с которыми посёлок Лая связан несколькими автодорогами и образует единое поселение с общей инфраструктурой.
Инфраструктура
В посёлке есть сельский клуб, фельдшерский пункт и магазин.
Добраться до посёлка можно на электричке и на проходящем автобусе из Нижнего Тагила.
О селе
Название селу дано по речке Лая – левому притоку реки Тагил. По мнению исследователя топонимов А.К. Матвеева, оно произошло от мансийских слов «лай-я» — «малая река». Действительно, эта речка невелика.
Своим появлением село обязано заводу. По поручению основателя знаменитой династии уральских заводовладельцев Никиты Демидова, строительством завода занимался его сын Акинфий. Заявку на строительство завода на реке Лае подали в Берг-коллегию в 1721 году, однако В.Н. Татищев, чтобы насолить Демидовым, добился приостановки её рассмотрения. Это не помешало Акинфию Демидову начать строительство нового предприятия. Для обоснования такого самоуправства он сослался на указ Петра I от 1702 года, который разрешал Демидовым строить на Урале новые заводы.
Лайский завод пустили почти одновременно с Екатеринбургским – 23 ноября 1723 года. Предприятие было передельным – здесь производили железо из чугуна, привозившегося на лошадях с Нижнетагильского завода. Выкованные кричные куски снова возвращались в Нижний Тагил для дальнейшей переработки.
Первыми рабочими на заводе стали переселившиеся на Урал старообрядцы – выходцы с реки Керженца Нижегородской губернии. Позже Демидовы для заводских работ прикупили ещё крепостных крестьян в центральных губерниях. Люди в то суровое время были одним из видов товара.
Интересно, что в 1738 году Акинфий Демидов построил тут первую в России косную фабрику. До этого столь необходимые для крестьян косы везли из-за границы.
В 1742 году в 1,5 км выше по течению реки Лая построили новое предприятие – Верхний Лайский завод. Старый завод стали называть Нижним Лайским. Лайские заводы стали крупным единым производственным комплексом по переработке нижнетагильского чугуна в железо. В начале 1850-х годов тут была построена железная дорога (вторая после Выйского завода).
Верхний Лайский завод был меньше Нижнелайского. Его построили в том числе для максимально эффективного использования водных ресурсов немноговодной реки Лаи, благодаря чему можно было получать больше кричного железа. Верхний Лайский завод работал как самостоятельное предприятие до 1860-х годов, а затем действовал в составе Лайского завода.
Дача Лайских заводов была богата лесом. Его хватало не только для нужд этих двух заводов, но и для поставки Выйскому заводу. После отмены крепостного рабства и удорожания труда заводы стали испытывать трудности, начался кризис. Однако заводы выстояли, позже началась модернизация оборудования. Здесь перешли на изготовление пудлинговой болванки, из которой на Нижнетагильском заводе производили листовое железо. И всё же в 1909 году Лайский завод был закрыт, не пережив нового экономического кризиса.
Интересно, что во время ремонта плотины Лайского завода в 1870 году в ней спрятали «капсулу времени» с посланием потомкам. Подобную капсулу в виде трёх запаянных друг в друга цилиндров с документами в 1946 году нашли в плотине в посёлке Висимо-Уткинский. Позже плотину Лайского завода реконструировали, но «капсулу времени» то ли не нашли, то ли не проявили к ней интереса и она оказалась утрачена.
Посёлки обоих заводов представляли собой одно селение. В Гражданскую войну в Лае произошёл бой между красными и белыми. Местные жители до сих пор находят в огородах снаряды и гильзы.
В 1952 году тут была создана крупная Тагильская геологоразведочная экспедиция. Она выполняла поисковые, разведочные, картировочные работы на территории северной части Среднего Урала. В ней работало несколько сотен человек.
Численность населения села Лая в наши дни составляет 1800 человек. В 4 км западнее находится железнодорожная станция Лая с пристанционным посёлком.
Не сказать, что Лая богата на достопримечательности, но всё же тут есть, что посмотреть. Сначала оказавшимся тут туристам встретится живописный Верхний пруд. Особенное очарование ему придают небольшие скалы. Есть скальные выходы и ниже по течению Лаи (или Лайки, как река указана на дорожном знаке). От старой плотины ничего не сохранилось. Её заменили железобетонной. Раньше на старом вешняке были чугунные доски с датами постройки.
Дальше, справа от дороги, попадётся красивый, украшенный деревянной резьбой домик (ул. Ленина, 55).
В селе сохранилась старая каменная церковь Марии Магдалины (ул. Ленина, 1). Её заложили в 1900 году, а освятили в 1903 году. Примечательна тем, что не закрывалась в советское время. В сквере за церковью установлен памятник жертвам Великой Отечественной войны.
Около церкви находится главная площадь села. Здесь стоит здание Дома культуры (довольно скромное). Улица Ленина плавно переходит в Краснознамённую. С правой стороны можно обратить внимание на старый двухэтажный каменный дом (ул. Краснознамённая, 4). В нём работает магазин.
Повернув на одном из перекрёстков направо, вы окажетесь на берегу Нижнего пруда. Он уступает по красоте Верхнему, но примечателен тем, что с него начиналась жизнь села. Здесь был основан первый завод. Сейчас от старинных Лайских заводов ничего не осталось.
Расстояния
Расстояние до районного центра:
г. Нижний Тагил19 км.
Расстояние до областного центра:
Екатеринбург166 км.
Расстояние до столицы:
Москва1756 км.
Население
2002 - 270
2010 - ↘214
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 270 человек. Наименьшая численность населения была в 2010 году, и была 214 человек.