Урал

Состав Уральского экономического района и Уральского федерального округа не совпадает по составу.

Уральский экономический район

Урал

 

Находится на стыке Европейской и Азиатской частей России. Он граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном.

В состав Уральского экономического района входят:

  • Башкирия
  • Удмуртия.
  • Пермский край
  • Свердловская  область
  • Челябинская область
  • Курганская область
  • Оренбургская область

Площадь района составляет 824 тыс. км².

Урал — это сухопутный район, но по рекам Урал, Кама, Волга и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Чёрное моря.

Уральский федеральный округ (УФО)

 

Урал

УФО – федеральный округ РФ. Образован в 2000.

В округ входят 6 субъектов РФ:

  • Курганская область,
  • Свердловская область,
  • Тюменская область,
  • Челябинская область,
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр – г. Екатеринбург.

УФО занимает территорию площадью 1 818,5 тыс. кв. км (10,62% от территории РФ). Население составляет 12 266,4 тыс. чел. (2024) (8,39% от численности населения РФ).

Географическое положение

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200—1500 метров, располагаются в Приполярном (гора Народная — 1895 м), Северном (гора Тельпосиз — 1617 м) и Южном (гора Ямантау — 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала намного ниже, обычно не выше 600—650 м. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами. На Урале и в Приуралье много рек и озёр, находятся истоки рек Печоры и Урала. На реках создано несколько сотен прудов и водохранилищ. Уральские горы старые (возникли в позднем палеозое) и находятся в области герцинской складчатости.

 

Урал

Уральский экономический район находится на стыке Европейской и Азиатской частей России. Он граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном.

Урал – это сухопутный район, но по рекам Урал, Кама, Волга и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря.

Здесь развита транспортная сеть: транзитные железные и автомобильные дороги, а также нефте- и газопроводы. Транспортная сеть соединяет Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Промышленность

 

Урал

Урал — знаменитый центр российской промышленности. Он давно играет роль могучего региона, который во времена Второй мировой войны обеспечивал Советский Союз необходимой мощью. Еще до начала военных действий уральские города с крупными промышленными мануфактурами позволили в кратчайшие сроки провести масштабную индустриализацию. 

Промышленные отрасли Урала

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность.

Отраслями рыночной специализации Уральского федерального округа являются топливная промышленность, чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, а также лесопромышленный комплекс.

Роль ведущей отрасли в экономике региона досталась топливной промышленности. Добыча газа и нефти концентрируется в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области.

 

Урал

В регионе углеводородный потенциал не имеет себе равных благодаря шельфу прилегающего Карского моря и занимает второе месте в мире по добыче в мире после уникального бассейна в Персидском заливе. Однако, стоит отметить, что интенсивная и не всегда технологически рациональная эксплуатация нефтегазовых ресурсов в последние годы, а также резкое сокращение геологоразведочных работ на суше и полное прекращение на шельфе Карского моря, в том числе недостаточное внимание к ресурсам газового конденсата и глубокозалегающие залежи стали причиной того, что Западно-Сибирская нефтегазовая провинция стала регионом с падающей добычей.

Важное значение имеет также производство строительных материалов ( цемента, строительного кирпича и др. ) . Урал производит от 20 до 40 % общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35 % чугуна, около 15 % деловой древесины и пиломатериалов, почти 20 % бумаги.

Топливная промышленность, электроэнергетика , пищевая и легкая промышленность, а также сельского хозяйство дополняет хозяйственный комплекс Урала.

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико – географического положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России , граничит с районами Восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально – сырьевым и топливно – энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западной , так и в восточных районах страны.

Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

История развития

 

Урал

Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.

В конце XVII — начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.

Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования:  плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.

В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.

На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база.

Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.